Шукшин анализ рассказа обида кратко. Анализ произведения шукшина обида
Сейчас,как и раньше многие из нас привыкли не обижаться, не реагировать не негативные мелочи,которые пытаются вывести нас из себя,как-то сильно задеть.И вроде бы,это правильно,но бывают ситуации,на первый взгляд абсолютно комичные,когда обида становится настолько нестерпимой,острой и понятной только обиженному.И если прислушаться к этому обиженному человеку,то можно увидеть,что за "смехом" скрывается боль и что этот человек своей обидой в чем-то прав...Эта, вроде бы лишь смешная ситуация,как и в рассказах Чехова,и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина,подразумевает на самом деле трагизм.
Так в рассказе В.М. Шукшина "Обида" взрослый мужчина,даже не мужчина,а дядечка, Сашка Ермолаев обиделся на то,что продавщица в магазине приняла его за какого-то пьяницу, устроившего накануне "дебош" в магазине.Его унизили.Сашка был поражен,что можно быть настолько злобным и равнодушным человеком,как тетя-продавщица,настолько недалекой хамовитой и бескультурной!Образ этой тети включен в систему и других обезличенных образов,составляющих срез такого же агрессивного общества,создать который помогает городское пространство,пространство магазина. Другие второстепенные персонажи,объединенные в систему-это очередь в магазине,люди,стоящие в ней.Один из этих людей,пожилой,в плаще-типичный городской житель,человек без лица,без души подливает масло в огонь,еще сильнее обижая Сашку.Позже Шукшин называет его неблагозвучную фамилию-Чукалов.Его,Чукалова,также переполняет злоба,желчь,желание возвыситься за счет унижения другого человека,в данном случае,Сашки, который неслучайно задает ему правдивый вопрос "А почему вы подхалимничаете?".Ответом на этот вопрос становится физическая сила сына "подхалима",Игоря,образ которого является своеобразным собирательным воплощением зажиточного,ограниченного в плане человечности,цинично-равнодушного городского человека. В отдельную систему можно объединить двух других второстепенных персонажей: жену Сашки,Веру и его маленькую,но все понимающую дочку,которая дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации.Как известно,устами младенца глаголет истина.А может быть у самого героя,Сашки,на чьей стороне малышка,тоже такое детское сознание?Если да,то значит,что он-наивный "чудик",образ любимый Шукщиным, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время.Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту демонстрирует поступок похода к Чукалову."Может он одинокий какой..."-думает Сашка.Хоть тот и сильно оскорбил его,главный герой пытается его понять почему он стал таким подхалимом,надеется,что у того есть оправдание такому поведению.Сашка-"чудик",человек,обладающий в какой-то мере детским сознанием,обостренным чувством справедливости и искренности.Шукшин продолжает развивать тему "маленького человека" в литературе,опираясь на гоголевские,пушкинские традиции, ведь против Сашки-чудика все это городское общество, а у главного героя остается шукшинское понятие полукультуры,когда деревенский человек переезжает в город,вроде бы становится деревенским жителем,но не до конца.И здесь такой человек оказывается лучше урбанистических личностей.
В рассказе сочетаются несколько похожих видов композиций:рамочная,кольцевая и ретроспективная,диалоги отличаются динамизмом и живостью,отсутствием назидательности,в центре внимания простой человек-чудик.Мы знаем Шукшина как мастера "деревенской прозы", в его произведениях открытость,простодушие и ранимость,как в рассказе"Обида" характеризуют простого человека,который близок к деревенской народной культуре,который резко противопоставлен жителю города.Писатель обращается к проблемам отсутствия человечности,духовности в городском обществе,проблемам низкой нравственности людей,подхалимничества, черствости,равнодушия.В произведении есть образ рассказчика,который то и дело озвучивает эти проблемы"Что такое творится с людьми?".Но чтобы раскрыть все это Шукшину не нужно было использовать среднюю или крупную форму повествования,жанр рассказ лаконично и ясно обозначивает одну сюжетную линию,которая прослеживается с душевным состоянием героя.Глубокий чеховский психологизм, скрытый юмор,ирония в сочетании с драматизмом проблематики сконцентрировались в этом рассказе.
Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» - общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.
Проблематика
В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот. Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми - вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.
Сюжет и композиция
Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.
Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах. С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.
Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.
Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.
Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду. С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние. И он уже идёт за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека! Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Сашка Ермолаев . У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по её речи, девочка лет 3-5. Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера – мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошёл домой».
Сашка – рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведёт себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ. Единственный, кому Сашка «нашёл, что сказать», был парень-мясник.
Цель Сашки – доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав. Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться. После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.
В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего – с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остаётся в подтексте, прямо о нём нигде не сказано.
Плохие дяди и тёти (по словам маленькой Маши) ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.
Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тёти».
Она поражает Сашку тем, что всё понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.
Стилистические особенности
Сашка - советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали. А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков. Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».
В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тёти, гагазинчик (магазинчик), кабинетик .
Ответ оставил Гость
Одной из главных особенностей чудиков ВасилияШукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добитьсяправды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути кпоставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Такимупорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своегогероя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенномжитейском случае, свидетелем или участником которого может оказатьсякаждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любомучреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаевприходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, чтовчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытаетсядоказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, асталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазингерой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательнообвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Нополучает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автортак и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаряиспользованию такого имени возникает некое родство, близость читателя иперсонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни егожизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем сглавным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявитьпричину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показатьего особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Егооскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а онупорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почемунекоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Онне думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведутсебя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, чтопроисходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившегоего. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, дажеслишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезынаворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самомудорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливыйчеловек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данномрассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати онвыскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодитьпродавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то нистало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный идобрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что онвообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицоопасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» толькобоязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, котораятолько-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испугакрикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.
Открытый урок по литературе (10 класс)
"ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ"
(Урок по творчеству В. Шукшина.
Рассказ-характер "Чудик".
Рассказ-исповедь "Обида")
Цели:
- проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида";
Учиться видеть и чувствовать человека;
Развивать связную речь учащихся.
Оборудование:
стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"
Эпиграф:
Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое...
Ход урока
1. Слово учителя.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..."
Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие".
2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный".
Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.
3. Работа с текстом рассказа "Чудик".
Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик":
"Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..."
Учитель: Из какого рассказа эта цитата?
Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик".
Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?
Эпизод "В самолете".
Рассказ ученика.
Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило...
Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть.
Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..."
Почему же возмущается читатель?
Эпизод "Чудик в аэропорту".
Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы?
Эпизод "Чудик в городе у брата".
Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?")
Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску.
Эпизод "Разговор между братом и женой".
"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин.
Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия.
4. Анализ рассказа "Обида".
Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида".
Эпизод "В магазине".
Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)
Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.)
5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей?
После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.
Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни.
Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной
позиции В. М. Шукшина.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин.
Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина".
В искусстве уютно
быть свободною булкой
французской, но так не накормишь ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ...
Когда мы взошли,
на тяжелой закваске
мужицкой,
нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться.
И сердце, как сокол,
как связанный Разин Степан...
Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее".
С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"
Пудова Любовь Николаевна, Учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Объявление
С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:
честность,
трудолюбие,
совестливость,
доброту…
Помни это. Будь человеком.
В.М.Шукшин
Цель урока:
воспитание нравственных качеств в человеке;
выявление языковых особенностей прозы Шукшина, подготовка к сочинению-рассуждению
Оборудование (наглядность):
портреты В.М.Шукшина,
выставка его книг,
ксерокопии рассказа “Волки”,
оформление доски (тема, эпиграф).
Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине.
Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.
Стихотворение читает ученик:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде копал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России,
Что Сростки –
Это родина Шукшина.
Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.
Анализ произведения В.Шукшина «Обида»
Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?
«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.
Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.
Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.
Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.
Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.
Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.
Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.
Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).
Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.
Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.
Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.