Задания егэ по истории теме древняя русь. Тестовые задание по истории древней руси

«Каждое языковое единство, которое охватывает известную область, почти всегда бывает результатом предшествующего политического единства. Государство всегда бывает замечательным толмачом». Как было достигнуто, а затем, утрачено политическое единство Руси? Чтобы узнать это, решим тесты ЕГЭ по истории.

Это разбор тестовых заданий к теме «Социально-политическое развитие Киевской Руси». С видео-лекцией от эксперта ЕГЭ по этой теме ознакомьтесь Мы уже разобрались в некоторых скреплявших единство Древнерусского государства факторах, сегодня осветим вопрос, почему же оно с течением времени утрачивается и к каким последствиям для страны это привело.

Киевская Русь история тесты ЕГЭ

Как изучать историю Киевской Руси? В каждом из вариантов ЕГЭ по истории Вам обязательно встретится несколько вопросов по истории Древнерусского государства. Конечно, это не настолько серьезно проверяемый блок ЕГЭ по истории, как, например, Великая Отечественная война. Тем не менее, задания встречаются, разного уровня сложности.

Однако, давайте возьмем один из вариантов досрочного ЕГЭ 2014 года по истории , которые были опубликованы Рособрнадзором накануне ЕГЭ 2014 года. В одном из вариантов Вы увидите задания по этому периоду в каждой из частей — А, В и С (частей 1 и 2 в варианте

Мы продолжаем разбирать к каждой из тем ЕГЭ 2018 года по истории по одному заданию каждой части — 1 (на краткий ответ) и 2 (развернутый ответ). Напомню, что предпочтительно при подготовке к ЕГЭ 2018 решать уже встречавшиеся на Едином Государственном экзамене задания. Они входят в так называемый «закрытый сегмент» ФИПИ и часто встречаются в реальных вариантах ЕГЭ разных лет. Таким образом, Вы повышаете шансы на то, что на ЕГЭ 2018 Вам встретиться уже разобранное задание.

Задание формата ОГЭ по истории.

Как работать с подобными заданиями? В общем они проверяют Ваши умения анализировать текст из источника, и, если конкретно, проверяют либо знание дат, когда произошло описываемое в источнике событие, либо иную контекстную информацию (его участников, например). В варианте года это задание 6.

Мы видим, что источник, который нам дан для работы — , и нас просят выбрать год происходящего события. Сразу выделяем это для себя в КИМе (это текст заданий, с которым на ЕГЭ нужно работать, как с черновиком для того, чтобы не терять необходимое время).

Посмотрим на даты, которые нам предлагают. Три из них попадают в исторические рамки периода Киевской Руси (до 1132 года приблизительно — распада единой Руси и начала раздробленности). 1223 год — это одна из ключевых дат по ранней истории России, которую серьезно готовящийся выпускник знать обязан — первое столкновение с монголами, битва на Калке. Вариант 4 не верен.

Вспомним основные даты по истории Киевской Руси:

Мы видим, что проверяемое событие лежит в промежутке одного века — с начала XI по начало XII века. И относится к деятельности Ярослава Мудрого или его потомков — (сыновей и внуков Ярослава Мудрого, наиболее выдающимся из которых был Владимир Мономах).

Теперь поработаем с текстом источника.

Что мы видим? Пришли , разбили дружины русских князей, разбежались по своим городам. Имена князей нам не сильно много говорят, среди них нет серьезных исторических персонажей, достойных нашего внимания (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха). Затем происходит недовольство киевлян, которые выступают против власти (княжеского воеводы).

Теперь, выделив из текста главную информацию и отбросив лишнюю, проанализируем их. Итак, Ярослав Мудрый правил в Киеве с 1019 по 1054 годы . Значит, вариант 1) 1036 год не верен , так как мы не видим в Киеве Ярослава Мудрого. К тому же, наши знания должны подсказать, что в 1036 году Ярослав разбил других кочевников — под Киевом. В честь этого события был заложен храм Святой Софии в Киеве.

Теперь вспомним, что мы знаем о восстаниях в Киеве. с изменениями в законодательстве Руси — внесением дополнений в Русскую Правду.

Как раз в 1068 году произошло первое Киевское восстание, после которого Ярославичи (а это о них речь идет в тексте) вносят дополнения, защищающие имущество и его собственников в законы отца. Верен ответ 2! А вот ответ 3 не верен , запомним эту самую легкую дату по истории России — 1111 год Крестовый поход Владимира Мономаха против половцев.

Теперь посмотрим на реальное задание ЕГЭ 2013 года части 1. В варианте демоверсии ЕГЭ 2018 это задание 3.

Это задание на выбор одного лишнего элемента из данного ряда. Нам дан период VIII-XII веков — Киевской Руси, соответственно. Вспоминаем термины темы.

Итак — — заключившие договор (ряд) люди, категория населения, выделявшаяся Русской Правдой. Этот термин подходит по периоду.

— жрецы славянского язычества. Вспомнили дату 988, логично, что волхвы были до Крещения и после.

— это места, куда согласно налоговой реформе княгини Ольги свозили дань славяне. Ольга — правительница X века, подходит.

— это система сбора дани до реформы Ольги. Князь Игорь Старый был убит древлянами при полюдье в 945 году.

Все это подходящие термины. Значит, выпадает из этого ряда термин ПОЖИЛОЕ. Он встречается, например, в законодательном акте уже другого периода истории — Руси Московской и связан с процессом крестьян. Ответ от нас просят в виде цифры, не забываем об этом. Итак, ОТВЕТ 6.

И теперь задание части 2 (письменной) из реальных вариантов ЕГЭ.

Это сложное теоретическое задание 24 , в котором проверяется умение аргументировать теоретические постулаты. В тоже время, при полностью верном выполнении, оно оценивается 4 баллами.

Обратите внимание на то, что нам предлагается особая форма выполнения ответа. Кроме того, от нас требуются не факты в подтверждение, а именно аргументы — наши суждения, основанные на фактах.

Для начала вспомним понятие прогресс — поступательное развитие общества, его улучшение. Нам нужно два раза доказать, что распад единой Киевской Руси был положительным явлением и два раза привести аргументы в пользу обратной точки зрения.

Что сразу приходит на ум? То, что в рамках единой Руси развивались, прежде всего центральные города — Киев, Новгород, там строились храмы. Роль окраин Руси состояла в основном в выплате дани князьям. В то же время, единая Русь была способна отразить внешние угрозы, коих была масса — хазары, печенеги, половцы. А вот раздробленная на уделы Русь пала пусть не легкой, но жертвой монгольского нашествия середины XIII века.

Начнем оформлять аргументы. В подтверждение:

Что мы сделали? По сути, один аргумент разделили на два, продолжили становление городских центров развитием в них культуры. Это, кстати, главный аргумент в пользу раздробленности.

Теперь в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

Что мы сделали? Показали наши глубокие знания, подтвердив их датой, терминами (), фактами. Вот это не просто наша мысль, а подтвержденное знание, которое ни один эксперт, даже при большом желании, опровергнуть не сможет!

И наш ответ:

24. Аргументы в подтверждение:

1) В период раздробленности развивается целый ряд новых городских центров Руси — Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир Волынский, Чернигов, Рязань, в которых сосредотачивается ремесло, торговля, тогда как в рамках Киевской Руси развивались прежде всего «столицы» — Киев и Новгород.

2) Период раздробленности это пик развития древнерусской культуры, каждое княжество стремилось превзойти соседа в красоте храмов, стать культурным центром. Каменные соборы строятся во Владимире (Успенский, Покрова-на-Нерли, Дмитровский).

Аргументы в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

2) Во время раздробленности от княжеских усобиц страдает простое население, князья берут штурмом города друг друга, уводят в плен их жителей, как рабов, грабят храмы, как сделал это Андрей Боголюбский, взяв Киев. Это подрывало производительные силы Руси.

А Вашим домашним заданием будет выполнение в комментариях к разбору темы и в рубрике «Историческое сочинение» нашей группы

Тест составлен для учащихся 10 класса, изучающих школьный курс истории по программе "Россия и мир с древнейших времён до конца XX века", автор О. В. Волобуев. Может быть использовано для организации текущего и тематического контроля и дифференцированной подготовки учащихся к экзамену. Содержит два варианта и задания части С. В первом варианте - задания с выбором одного правильного ответа. Во втором варианте предоставлены задания открытого типа и повышенного уровня сложности, ориентированные на проверку умений учащихся устанавливать правильную последовательность событий и явлений, соотносить два ряда информации. В части С включены задания, требующие развёрнутого ответа и предполагающие проверку комплекса заний и умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

Источники материалов:

  1. История. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс/ Авт.-сост. И. А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.
  2. Контрольно измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс /Сост. К. В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.;

Тема: Русь в IX – начале XI вв.

Вариант 1. Задания уровня А

  1. Переходной ступенью в образовании государства историки считают
  1. Период «первобытного коммунизма»
  2. Период «военной демократии»
  3. Полюдье
  4. Периодические переделы
  5. земли
  1. Формирование восточнославянской государственности происходит в
  1. Среднем Поднепровье и северо-западном районе с городами Ладога и Новгород
  2. Среднем Поднепровье и на Крымском побережье
  3. Среднем Поднепровье
  1. Появление на северо-западных русских землях варяжского правителя приходится на
  1. 860 г.
  2. 862 г.
  3. 879 г.
  4. 882 г.
  1. Образование Древнерусского государства относят к
  1. 862 г.
  2. 882 г.
  3. 945 г.
  4. 965 г.
  1. Введённые княгиней Ольгой фиксированные размеры налогообложения (дани) с подвластных земель назывались
  1. Тягло
  2. Вира
  3. Уроки
  4. Ясак
  1. Годом крещения Руси считается
  1. 987 г.
  2. 988 г.
  3. 990 г.
  4. 996 г.
  1. Общим для деятельности древнерусских князей являлось
  1. Перепись населения
  2. Введение десятины
  3. Введение пятины
  4. Полюдье
  1. Последствиями, к которым привело крещение Руси были

А. попытки византийского императора подчинить себе Русь силой.

Б. усиление соперничества русских князей за право назначать митрополита

В. Развитие культуры и образования

Г. Установление власти династии Рюриковичей

Е. укрепление власти древнерусских князей.

  1. Древнейшая русская летопись называется
  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о погибели земли русской»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Задонщина»
  1. Династия, пришедшая к власти в Древнерусском государстве:
  1. Каролинги
  2. Меровинги
  3. Романовы
  4. Рюриковичи
  1. Народами, не вошедшими в состав государства Киевская Русь, были
  1. Финно-угры
  2. Поляне
  3. Вятичи
  4. Жмудь
  1. Наиболее активные дипломатические отношения Русь имела с
  1. Византией
  2. Хазарией
  3. Польшей
  4. Швецией
  1. Община на Руси называлась
  1. Ополчение
  2. Вече
  3. Вервь
  4. Полюдь
  1. Основной частью населения Древнерусского государства были
  1. Зависимые крестьяне
  2. Ремесленники и купцы
  3. Свободные земледельцы
  4. Дружинники
  1. Прочитайте фрагмент летописи и определите, о чём идёт речь: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!»
  1. Основании Киева
  2. Призвании варягов
  3. Походе на Константинополь
  4. Походе князя Олега на Киев
  1. В «Повести временных лет утверждается, что князь Олег
  1. Был убит печенегами на пути из Византии в Киев
  2. Погиб, отправившись в печенежскую степь
  3. Умер от укуса змеи

Вариант 2. Задания уровня В

1.Прочитайте текст и вставьте пропущенное выражение.

«___________» проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское с морем Русским. Конечным пунктом этого водного пути была Византия».

2.Расположите события в хронологической последовательности.

1. принятие христианства на Руси.

2. первая усобица на Руси.

3. посольство княгини Ольги в Константинополь и её крещение.

4. походы Олега на Константинополь, договоры Руси с Византией.

Ответ:___________________________

3. Установите соответствие между событиями и датами.

Ответ:___________________________

4. Прочтите отрывок и укажите о ком идёт речь в приведённом отрывке.

« … Горько плакала она: «Увы мне, великий князь! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих! Лучше мне прежде тебя умереть! … Сын мой ещё дитя, кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?» … А как кончилось оплакивание, собралась она с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за кровь мужа своего, как покарать убийц…»

Ответ:___________________________

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.

«Христианство усердно боролось с остатками ______________, прочно державшимися в русском обществе в течении многих веков. Таким образом, создавался своеобразный синкректизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против _____________ . со следами философии___________ мы встречаемся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси».

Ответ:___________________________

6. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.

1. Святослав.

А. Создание нескольких линий обороны на южнорусских рубежах.

2. Ольга.

Б. Разгром Хазарского каганата и его союзника – Волжской Булгарии. Заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

3.Владимир.

В. Создание организованной системы обложения населения налогами.

4. Игорь.

Г. Мирный договор с Византией, союз с ней против Хазарии, признание новых территорий Руси.

Ответ:___________________________

7. Установите соответствие между термином и его определением.

Ответ:___________________________

Задания уровня С

  1. В исторической литературе существует «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Охарактеризуйте её суть. Назовите слабые и сильные стороны этой теории. Назовите сторонников и противников этой теории.
  1. Сравните итоги деятельности первых русских князей и князя Владимира Святого.

Ответы:

Задания уровня А

Задания уровня В

  1. «Путь из варяг в греки».
  2. 4321
  3. ВБГА
  4. Ольга
  5. Язычество
  6. БВАГ
  7. БВГА

Задания уровня С

  1. Суть теории : славяне не способны самостоятельно создать государство, государство на Руси привнесено извне. Это говорит об их исторической отсталости и обречённости. Сторонниками этой теории являются Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, которые приводят летописные и иные источники, свидетельствующие о призвании варяга Рюрика и присутствии варяжских дружин на землях восточных славян. Антинорманисты (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Б. В. Греков) утверждают, что развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. Древнерусское государство возникло в результате развития целого ряда социально-экономических и политических предпосылок.
  1. Общее: объединение восточнославянских земель в единое государство; укрепление системы управления; утверждение княжеской власти на подвластных территориях через систему взимания дани. Различное: при первых русских князьях организовывались систематические военные походы против Византии и подписывались с ней договоры, проведена реформа налогообложения (уроки и погосты). При Владимире Святославовиче появилось новое направление внешней политики – западное, произошло крещение Руси, создана оборонительная система на южных рубежах.

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Правильный ответ

1). Укажите общественно-политический строй, господствовавший у древних славян до призвания варягов:

А). Военная демократия +

Б). Теократия

В). Олигархия

2). Наиболее крупными центрами расселения восточнославянских племенных союзов являлись:

А). Приуралье и степи юга Евразии

Б). Верхнее течение Днепра и район озера Ильмень +

В). Земли брянщины и Полесья

3). Как характеризуется уклад жизни древних славян в VI - X веках?

А). Матриархальный

Б). Пол не имел значения, вся полнота власти у верховных жрецов

В). Патриархальный +

4). Прародителем славянских народов, согласно библейским приданиям, является:

А). Иафет +

5). По легенде, дедом Рюрика был:

Б). Гостомысл +

6). Легендарное призвание варягов датируется:

7). После начала княжения Рюрика, варяги составили элитарный слой общества Великого Новгорода. Что из перечисленного выполняло эту роль в VII - XI вв.?

Б). Княжеская дружина +

В). Совет старейшин

8). Кем, согласно летописной традиции, приходился Рюрику князь Олег Вещий?

А). Дружинником

В). Соплеменником +

9). Объединение Новгорода и Киева состоялось в:

10). Как называлась главная торговая артерия, проходившая через территорию Восточно-Европейской равнины в VII - XII вв.?

А). Великий шелковый путь

Б). Путь из Варяг в Греки +

В). Линия розы

11). В каком году произошло событие, изображенное на картине?

Тест. 12). Укажите произведение и его автора, описывающее жизнь и деяния главного персонажа картины:

А). «Песнь о Вещем Олеге», А. С. Пушкин +

Б). «Князь Серебряный», А. К. Толстой

В). «Песнь о купце Калашникове», М. Ю. Лермонтов

13). Понятия «погост», «урок» и «полюдье» относятся к:

А). Пенитенциарной системе

Б). Налоговой системе +

В). Управлению дружиной

14). Какой племенной союз воспротивился двойному взиманию налогов по инициативе князя Игоря?

А). Мордва

Б). Ильменские словене

В). Древляне +

15). Торговый договор князя Игоря с Византией:

А). Ограничивал привилегии русских купцов по предыдущему договору +

Б). Помимо торгового союза предусматривал союз политический

В). Закреплял положения договора, заключенного князем Олегом

16). Княгиня Ольга правила:

А). 969-971 гг.

Б). 945-957 гг. +

В). 913-945 гг.

17). Кем приходилась княгиня Ольга князю Игорю?

А). Женой +

Б). Матерью

В). Сестрой

18). Знаменитое обращение «Иду на Вы» использовал:

А). Князь Олег

Б). Князь Игорь

В). Князь Святослав +

19). Какое государство разгромил князь Святослав в ходе своих походов?

А). Византийская империя

Б). Польша

В). Хазарский каганат +

20). В княжение Святослава Игоревича под властью Киева оказались:

А). Вятичи +

Б). Дулебы

В). Дреговичи

21). В ходе походов князя Святослава в 965 году Древнерусское государство расширило свои территории за счет:

Б). Верхнего течения Волги

В). Таманского полуострова +

22). Князь Святослав хотел перенести столицу в:

А). Корсунь

Б). Тмутаракань

В). Переяславец-на-Дунае +

23). Какой племенной союз кочевников начал активно противостоять Древней Руси во время княжения Святослава?

А). Печенеги +

Б). Половцы

24). Возвращаясь после войны с Византией в Болгарии в 971 году, князь Святослав:

А). Захватил Крым

Б). Был убит +

В). Начал войну против Венгрии

25). В каком городе княжил Владимир Святославич на момент гибели своего отца?

Б). Ладога

В). Новгород +

26). Во время княжения Ярополка Святославича в Киеве, активно осуществлялись внешние контакты с:

А). Папским престолом

Б). Королевством франков

В). Священной Римской империей +

27). Брат Владимира и Ярополка, Олег Святославич, был князем:

А). Вятичей

Б). Древлянской земли +

В). Угорских племен в составе Древней Руси

28). В период 977-988 гг. фактическим правителем объединенного русского государства был:

А). Ярополк +

В). Владимир

29). Что являлось основной опорой Владимира в междоусобной борьбе с Ярополком?

А). Новгородское ополчение

Б). Наемная варяжская дружина +

В). Население Киева

30). Результатом междоусобной войны Святославичей стало:

А). Распад Древнерусского государства

Б). Власть перешла к воеводе варяжской дружины Владимира

В). Владимир Святославич стал Великим князем Киевским +

31). Религиозная реформа князя Владимира имела цель:

А). Отход от язычества

Б). Подрыв морального духа подчиненных Киеву племен путем уничижения их родовых божеств

В). Упорядочение языческого культа для укрепления власти Киевского князя +

32). Какое божество не вошло в новый пантеон?

А). Велес +

В). Даждьбог

33). Какая из перечисленных религий не рассматривалась Владимиром для внедрения на Руси?

А). Католицизм

В). Конфуцианство +

34). Укажите город, где князь Владимир принял крещение со своей дружиной:

Б). Херсонес

В). Корсунь +

35). Какое прозвище носил князь, крестивший Русь?

1). Красно Солнышко +

2). Окаянный

3). Большое Гнездо

36). С кем из сыновей у князя Владимира был конфликт из-за неуплаты урока?

А). Святополк Окоянный

Б). Ярослав Мудрый +

В). Вышеслав Владимирович

37). Кто стал первыми русскими святыми?

А). Равноапостольный Князь Владимир

Б). Борис и Глеб +

В). Ярослав Мудрый

38). Известный законодательный памятник времен Ярослава Мудрого назывался:

А). «Правда Ярослава» +

Б). «Правда Ярославичей»

В). «Русская Правда»

39 - Тест). В каком году Ярослав Мудрый разгромил печенегов?

40). Какой из представленных храмов был заложен в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами?

А).

Б).

В).
+

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.

Формирование и расцвет единого Древнерусского государства охватывают период с 9по 11век (рамочные даты 862-призвание варягов и 1132-смерть Мстислава Великого).

В 5-8 вв. происходит расселение восточнославянских племен вдоль пути «Из варяг в греки» от Балтийского моря до устья Дуная. Эти племена находятся на стадии разложения родоплеменного строя, которую принято называть «военная демократия». Расслоение общества незначительно, социальная структура проста. Основную массу населения составляют смерды -рядовые общинники. Выделяются бояре -племенная знать, главы родов, князья -военные вожди, и дружинники , составляющие постоянный военный отряд при князе.

Крупнейшими племенными союзами ВС являются:

приильменские словене живут у озера Ильмень и по реке Волхов, город Новгород

поляне Среднее Поднепровье, город Киев

древляне город Искоростень

северяне города Чернигов и Переяславль

кривичи Смоленск

вятичи Ростов

полочане Полоцк

дреговичи

радимичи

бужане

волыняне

уличи

тиверцы

дулебы

белые хорваты.

Северные союзы платят дань варягам, южные хазарам. На северо-востоке славяне соприкасаются с финно-угорскими племенами меря, мурома, весь, чудь, мордва, корела, ижора.

Основными занятиями населения являются подсечно-огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыболовство. Религия-язычество. Главные боги-Сварог, Перун, Велес, Даждьбог, Макошь, Симаргл, Стрибог, Род.

Решающее влияние на процесс формирования государства оказал торговый путь «Из варяг в греки». Племенная верхушка включилась в международную торговлю, приобретая предметы роскоши. Князья стали облагать сородичей данью, взимая ее шкурами пушных зверей, и продавали эти шкуры проезжим купцам, заодно взимая с тех пошлину за проезд по своей территории. Это способствовало концентрации богатств в руках князей и укреплению их власти.

Историю Древнерусского государства принято отсчитывать с «призвания варягов». Согласно летописи Нестора, в 862г. приильменские словене, желая прекратить междуусобную борьбу, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика. Он пришел с братьями Сневорсом и Трувором и дружиной и 17 лет княжил в Новгороде. В 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря. Князем стал его воевода или родственник Олег.

В 882г. Олег совершил поход на Киев, захватил город и сделал его столицей своего княжества. Олег вел войны с хазарами и совершил два похода на Константинополь.

С 912 по 945г. в Киеве княжит Игорь Рюрикович, продолжает политику Олега, воюет с хазарами и тоже совершает два похода на Византию. В 945г. Игорь убит древлянами при попытке вторично взять дань.

Его вдова Ольга отомстила за его смерть и упорядочила сбор дани, установила систему повоза, определив урок-размер дани и погосты-места сбора дани. Ольга была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе, совершила поездку в Константинополь и крестилась.

С 962 по 972г.Святослав правит самостоятельно, но практически все время он проводит в завоевательных походах за пределами Руси. Он разгромил Волжскую Булгарию, уничтожил Хазарский каганат, основал на Дунае город Переяславец и планировал перенести туда свою столицу. Но в войне с Византией потерпел поражение, не удержал завоеванные земли и был вынужден вернуться на Русь. На пути в Киев он погиб, и после его смерти произошла первая княжеская междуусобица. Старший сын Святослава Ярополк убил среднего Олега, а младший Владимир убил Ярополка и в 9870г. стал киевским князем.

Владимир княжил с 980 по 1015г. он завершил объединение восточнославянских племен, создал систему оборонительных укреплений на Юге, заключил союз с Византией и сделал христианство государственной религией Руси. После смерти Владимира произошла вторая княжеская междуусобица. Пасынок Владимира Святополк убил четверых сыновей Владимира, в том числе Бориса и Глеба, первых русских святых.

В итоге в 1019г. киевским князем стал Ярослав Мудрый. Период его правления считается временем наивысшего расцвета Древней Руси. Ярослав разгромил печенегов, построил каменный Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, создал первый свод законов Русскую правду и укрепил международный авторитет Руси.

После смерти Ярослава усиливаются центробежные процессы и начинается распад единого государства. Установленный Ярославом очередной порядок княжения привел к бесконечным «переездам» князей и спровоцировал частые междуусобицы. Внук Ярослава Владимир Мономах попытался прекратить междуусобицы и восстановить единство Руси, в 1097г. на Любечском съезде князей решено было прекратить переезды и совместно оборонять Русь. Был совершен крестовый поход против половцев в 1111г. В период киевского княжения Мономаха было временно восстановлено единство Руси, завершено формирование Русской правды и написана Повесть временных лет. Последним князем единой Руси был сын Мономаха Мстислав Великий. После его смети, по выражению летописца, «раздрася вся русская земля». Начался так называемый удельный период.

В период существования единого Древнерусского государства восточнославянское общество сильно изменилось. Усилилось социальное расслоение, усложнилась социальная структура, сформировалось феодальное землевладение, сложились устойчивые формы организации власти, бурно развивалась культура и экономика.

ХРОНОЛОГИЯ

482-основание Киева

862-призвание варягов

879-смерть Рюрика

882-поход Олега на Киев, создание единого древнерусского государства.

907, 911-походы Олега на Константинополь

912-смерть Олега

941, 944-походы Игоря на Константинополь

945-восстание древлян, реформа Ольги

962-972-походы Святослава

972-980-усобица сыновей Святослава

988-крещение Руси

1015-смерть Владимира Святославича

1015-1019-усобица сыновей Владимира

1036-разгром печенегов

1037-строительство Софийского собора

1054-смерть Ярослава Мудрого

1066-появление половцев

1097-любечский съезд князей

1111-крестовый поход в степь

1113-народное восстание в Киеве

1118-создание Повести временных лет

1132-распад единого государства.

ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ

862-879-Рюрик, основатель династии, княжил только в Новгороде.

882-912-Олег, первый Великий князь Киевский, но не Рюрикович.

912-945-Игорь Рюрикович, первый Рюрикович на киевском престоле.

945-972-Святослав Игоревич (до 962 регентство Ольги).

972-980-Ярополк Святославич

980-1015-Владимир Святославич

1015-1019-Святополк Окаянный

1019-1054-Ярослав Мудрый

1054-1093-Ярославичи.

1093-1113-Святополк Изяславич

1113-1125-Владимир Мономах

1125-1132-Мстислав Великий

ПЕРСОНАЛИИ

ГЛОССАРИЙ

Определение

Князь

Военный вождь племени

Дружина

Постоянный вооруженный отряд при князе

Бояре

Племенные старейшины

Дань

Налог с населения в пользу князя

Полюдье

Объезд князем подвластных земель с целью сбора дани

Смерд

Рядовой общинник

Вервь

Сельская община

Вира

Штраф за преступление, выплачивался в пользу князя

Тиун

Ключник князя

Волхв

Языческий жрец

Инок

Монах

Игумен

Настоятель монастыря

Митрополит

Глава русской церкви

Епископ

Глава церковного округа

Вече

Народное собрание

Закуп

Несостоятельный должник

Рядович

Наемный работник, заключивший договор на определенный срок

Наймит

Наемный работник без договора

Холоп

Купленный раб

Прощенник

Преступник, обращенный в рабство

Княжий муж

Старший дружинник

Отрок

Младший дружинник

Гридни

Телохранители князя

Вотчина

Наследуемое земельное владение

Поместье

Земельное владение, предоставляемое для службы

Гривна

Денежная единица, 200г серебра

Куна, реза, ногата

Мелкие денежные единицы

Урок

Размер дани

Погост

Место сбора дани

Удел

Доля члена княжеского рода в общем владении

Оброк

Платеж зависимого крестьянина в пользу землевладельца

Барщина

Бесплатная работа крестьянина в хозяйстве землевладельца

Кремль

Крепость в центре города

Детинец

Главная башня кремля

Посад

Поселение у стен кремля

Подол

Нижняя часть Киева

Тысяцкий

Глава ополчения

Плинфа

Плоский кирпич

Фреска

Роспись по сырой штукатурке

Мозаика

Узор из кусочков камня или стекла

Смальта

Мозаика их цветного стекла

Зернь, скань

Ювелирные технологии

Вено

Выкуп за невесту

Кириллица

Азбука, изобретенная святыми Кириллом и Мефодием для славян в 9 в, на Русь пришла вместе с христианством

Десятина

Часть дани, выделенная князем на содержание церкви

Норманнская теория

Концепция создания Русского государства в результате варяжского завоевания, создана в 18 в немецкими учеными, работавшими в России (Байер, Миллер, Шлёцер).

Очередной порядок княжения «княжеская лествица»

Порядок наследования киевского престола по родовому, а не семейному принципу, то есть не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Пока не вымрет старшее поколение, младшее к наследованию не допускается.

Бортничество

Сбор меда диких пчел

Кормление

Содержание дружины путем предоставления права сбора дани с определенной территории

Статьи по теме: